Педагогам и родителям

Опыт профориентационной работы в МБУ ДО "МУЦ"

Рекомендации родителям по профориентации

Российские студенческие отряды. Помощь в профориентации молодёжи

Профориентационный ролик Рязанского филиала Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя

Опыт профориентационной работы в МБУ ДО "МУЦ"

Предлагаем вам ознакомиться с презентацией опыта профориентационной работы в нашем учебном центре.

Скачать
Размер: 8312 KB
Просмотреть
Открыть файл

К началу страницы

Рекомендации родителям по профориентации

  • Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  • Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связано.
  • Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  • Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  • Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в Межшкольном учебном центре на дополнительных занятиях в объединениях, профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Его также можно пройти в МБУ ДО «МУЦ», чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности.

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

К началу страницы

Российские студенческие отряды. Помощь в профориентации молодёжи

Одной из задач Центра профориентации молодёжи города Рязань является реализация комплекса мероприятий по содействию трудоустройству и адаптации на рынке труда обучающихся образовательных учреждений.

В настоящее время у молодёжи по окончанию школы в 9 или 11 классе отсутствует понимание, в каком направлении следует выстраивать свою дальнейшую образовательную деятельность. Учащиеся и их родители при выборе профессии порой руководствуются понятиями «престижности» и «высокой заработной платы», что, во-первых, не всегда отражает действительность, а во-вторых, приводит к необоснованному увеличению спроса на те или иные специальности. Впоследствии, студент, имеющий предрасположенность, отличающуюся от выбранного направления обучения, теряет интерес к образовательному процессу, ввиду чего снижается уровень подготовки специалиста.

Зачастую, у старшеклассников данная проблема обусловлена слабым пониманием своей профессиональной предрасположенности и недостаточной информированностью о направлениях обучения и дальнейшего трудоустройства.

В целях содействия трудоустройству и помощи подростку в стремлении найти себя, необходимо использовать комплексный подход, включающий как теоретическую, так и практическую стороны профориентационной работы.

Одним из примеров профориентации молодёжи с точки зрения практики, позволяющий понять специфику профессии изнутри, является деятельность, организуемая Молодёжной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды».

Почему важно привлечение подростков к деятельности Российских Студенческих Отрядов?

Студенческие отряды играют большую роль для процесса социально-профессионального самоопределения молодёжи. Современные студенческие трудовые объединения – это формы социально-педагогической профессионально-ориентированной системы, которые обеспечивают активное включение молодёжи (в свободное от учёбы время) в разные виды трудовой деятельности.

На площадке МООО «РСО» сформированы отряды, охватывающие различные направления деятельности.

Студенческие педагогические отряды ежегодно обеспечивают отдых более 1,6 млн детей и подростков в оздоровительных лагерях, пансионатах, в крупнейших детских центрах «Орленок», «Смена», «Артек». Современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления.

Студенческие строительные отряды – это работа на различных строительных объектах нашей страны как регионального, так и Всероссийского масштаба.

Отряды проводников осуществляют перевозки более 7 млн пассажиров. Отряды сформированы из студентов как отраслевых, так и других высших и средних учебных заведений. Каждый из них прошел специализированную медицинскую комиссию и получил профессию «Проводник пассажирского вагона».

Сегодня на старте своего развития студенческие медицинские отряды. Бойцы работают в детских оздоровительных лагерях, крупных межрегиональных клинико-диагностических центрах, санаториях и профилакториях, лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения в качестве младшего и среднего медицинского персонала.

Ежегодно около 24 тысяч участников сельскохозяйственных отрядов работают механизаторами на посевных и уборочных, растениеводами и животноводами на фермах, занимаются сбором урожая фруктов, ягод и чая в южных регионах страны.

Сервисные отряды обслуживают масштабные проекты и мероприятия.

Российские Студенческие Отряды поддерживают связь поколений, встречаются на ежегодных всероссийских слетах, окружных школах и спартакиадах, творческих фестивалях. Все это благоприятно сказывается на социальном статусе бойца Российских Студенческих Отрядов, и поднимает общественную значимость работы, проводимой бойцами в течение всего календарного года.

Российские студенческие отряды, помимо обеспечения занятости молодёжи, позволяют приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущего профессионала.

К началу страницы

Профориентационный ролик Рязанского филиала Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя

Профориентационный ролик вы можете посмотреть и скачать по ссылке.

К началу страницы